29.06.2015

Как составить претензию — досудебное урегулирование споров

Соблюдение претензионного порядка урегулирования споров между деловыми партнерами признается обязательной процедурой.

При отсутствии свидетельств о выполнении сторонами всех действий, направленных на досудебное урегулирование, рассмотрение арбитражных споров не допускается.

Грамотное составление претензии нередко позволяет разрешить конфликт без дополнительных затрат.

Именно поэтому юристы рекомендуют относиться к этой стадии ответственно.


Форма, содержание, порядок предъявления

Направить контрагенту претензию заинтересованное лицо (юрист компании) обязано в письменном виде.

Документ составляется с учетом следующих правил:

• соблюдение сроков (в рамках исковой давности);
• четкость предъявления требований;
• полнота описания фактов и оснований;
• подтверждение аргументов удостоверенными в установленном порядке копиями и прочими доказательствами;
• предоставление достаточного времени на рассмотрение претензии и подготовки ответа на нее (не менее недели).

При обмене документами стороны обязаны использовать гарантированные способы отправки.

Подтверждением вручения бумаг могут являться почтовое извещение с описью вложений в отправление, подпись представителя контрагента на втором экземпляре, квитанция курьерской службы, отчет электронной системы.

Законом не установлен исчерпывающий перечень, поэтому доказательством соблюдения претензионного порядка признаются и другие варианты.

Особое внимание квалифицированные юристы уделяют содержанию документа.

Нередко разработке текста посвящают несколько дней.

Претензия должна включать:

1. Обязательные реквизиты

В числе таковых специалисты называют следующие данные:
• наименование отправителя и адресата;
• дату составления и регистрационный номер корреспонденции;
• название документа;
• подпись руководителя фирмы-отправителя;
• перечень приложений.

Отсутствие указанных сведений влечет недействительность требований и возможность их отклонения без рассмотрения.

2. Описание обстоятельств и фактов

Профессиональные юристы подробно описывают условия возникновения спора, причинения убытков. Как правило, текст содержит информацию:

• о дате и содержании соглашения с деловым партнером;
• о сущности нарушения;
• о размере нанесенного вреда и прочих последствиях.

В претензии указываются только данные, подтвержденные документально, могут присутствовать сведения о наличии свидетелей.

3. Ссылки на нормативные акты

Требования, предъявляемые к контрагенту, должны быть обоснованными.

При составлении претензии специалисты приводят положения гражданского законодательства, ссылаются на статьи отраслевых актов.

Отсутствие в документе точных указаний на конкретные правовые предписания и установления может свести все усилия на нет.

4. Прочие сведения

В текст включаются указания о намерении участника спора защищать нарушенные права в арбитражном суде.

Документ не должен содержать угроз или обвинений, однако при необходимости допускается цитирование отдельных статей УК или КоАП РФ.

5. Требования

Претензия должна содержать конкретный перечень требований.

К возмещению могут быть предъявлены прямые и косвенные убытки.

В отдельных случаях деловой партнер вправе претендовать на компенсацию морального вреда (предприниматели и физические лица) или перечисление денежного эквивалента ущерба, причиненного деловой репутации фирмы.

Кроме того, отправитель может поставить условие об осуществлении определенных действий: пресечения нарушения, публикации опровержения порочащих сведений, проведении работ по устранению недостатков и мн. др.

В завершение стоит напомнить, что претензия должна быть составлена с учетом требований к читабельности.

Запретов на отправку рукописных документов не установлено, однако в деловой среде применяются лишь печатные или электронные версии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий